Метод Томатиса

Как работает Метод Томатиса, результаты применения

О Методе Томатиса

Метод Томатиса основан на трудах выдающегося французского отоларинголога и фониатора Альфреда Томатиса, использующего звуковое воздействие на мозг человека. Этот метод базируется на результатах новейших научных исследований в сфере физиологии, психологии человека и физики звука .

В 2000 году в Люксембурге была создана компания TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A. (TDSA). Компания является обладателем исключительных прав на ноу-хау, по методу «ТОМАТИС», зарегистрированным Альфредом Томатисом. Основатели и руководители компании — его сын Кристиан Томатис и Тьерри Гожаренг.

Применение этого метода возможно благодаря специальному сложному устройству, которое называется Электронное Ухо. Во время занятия ребенок через наушники слушает музыку Моцарта и григорианские песнопения. При этом Электронное Ухо фильтрует музыку определенным образом, заставляя слуховую систему работать более эффективно.

Метод «Томатис» позволяет воздействовать на разные участки головного мозга, стимулирует работу всего мозга, развивает его способность к эффективной обработке информации, активирует не задействованные ранее нейронные пути и, тем самым последовательно запускает в работу различные мозговые функции.

Дети, прошедшие «слуховую терапию», демонстрируют существенное увеличение коэффициента умственного развития, хорошие навыки чтения, ускорение процессов восприятия и способность устно выражать свои мысли и чувства..

К тому же метод «Томатис» гарантирует долговечные результаты. Это объясняется тем, что эффективность занятий обеспечивается не выработкой условного рефлекса, а восстановлением равновесия мозга. Поэтому можно утверждать, что запущенные механизмы развития не только сохраняют результаты, достигнутые в процессе аудиотренировок, но и продолжается их прогресс.

Занятия можно начинать с 2-х лет без дальнейшего ограничения возраста.
Во время тренировки ребенок может играть, рисовать или заниматься любым спокойным видом деятельности, приносящим ему удовольствие.

Слуховой тренинг должен быть длительным, так как мозг учится только спустя 40-45 часов.

Между первым и вторым курсом перерыв около месяца.
Начиная со второго, перерыв может быть около 2месяцев. В среднем проводится 3 курса.

На что происходит воздействие

Метод Томатиса — это система слуховых тренировок. Принцип действия метода «Томатис» — сенсорная звуковая стимуляция. Звук передается двумя путями: путем костной проводимости, вызванной вибрацией в верхней части черепа, и путем воздушной проводимости, при которой звуковые колебания передаются через наружное ухо. Используемые в наших устройствах звуковые сигналы прошли предварительную обработку в нашей лаборатории с наложением эффекта «ТОМАТИС», поэтому они стимулируют активность всего внутреннего уха целиком, в том числе тех его частей, которые влияют на слуховые и моторные функции. Звук передается вначале на барабанную перепонку, а затем благодаря костной проводимости стимулирует рефлекс сокращения-расслабления мышц стремечка и молоточка. Этот эффект достигается в результате перцептивного звукового контраста (двукратного чередования частоты и интенсивности звука), который «удивляет» ухо.

В результате вибрации, вызванной звуковыми колебаниями, эти мышцы, в свою очередь, приводят в движение улитку и вестибулярную мембрану среднего уха. Изнутри улитка покрыта волосковыми клетками, которые преобразуют звуковую вибрацию в электрические импульсы. Эти импульсы поступают в ретикулярную формацию головного мозга, которая представляет собой обширную нейронную сеть, контролирующую общий уровень активности мозга. Иначе говоря, улитка и вестибулярная мембрана создают нервные импульсы, стимулирующие головной мозг; в этом случае мы говорим, что они выполняют функцию «зарядки коры головного мозга».

Более того, вестибулярная мембрана передает в мозг сигналы о самых незначительных движениях тела, поэтому напрямую влияет на чувство ритма и равновесие. Поэтому так важно, чтобы этот сигнал был гармоничным и правильным. Это значит, что стимуляция слухового аппарата должна быть эффективной.

Эффект от применения Метода Томатиса

У детей и взрослых, уже после первого курса применения метода наблюдаются следующие улучшения:

  • Понимание речи (ребенок начинает слышать и различать то, что раньше ему было недоступно, начинает выполнять сначала простые, а потом и более сложные инструкции.)
  • Запуск речи у неговорящего ребёнка (увеличение речевой активности, появление вокализаций и новых звуков, первых слов)
  • Улучшение фонематического восприятия и, как результат, улучшение произносительной стороны речи у детей с очень неразборчивой речью.
  • Изменение поведения в целом (ребёнок становится спокоен, открыт, развивается целенаправленная и игровая деятельность,)
  • Появляется подражание и улучшение контакта у детей с тяжёлыми эмоционально-волевыми проблемами.
  • Прогресс в освоении навыков чтения и письма .
  • Улучшение сна.
  • Изменение рациона питания ребенка (ребенок начинает есть и просить то, что никогда не хотел даже пробовать)
  • Улучшение концентрации и увеличение объёма внимания у детей с синдромом СДВГ.
  • Изменяются двигательные навыки ребенка (улучшение крупной и мелкой моторики, почерка)
  • Быстрота реакций, собранность (сокращается время приготовления уроков)
  • Появляется чувство ритма, улучшаются голосовые данные и музыкальность.
  • Дети, имеющие трудности в изучении иностранных языков, естественнее ими овладевают.
  • Значительно улучшается коммуникация, появляются новые друзья.
Метод Томатиса и школьная неуспеваемость

Метод Томатиса и школьная неуспеваемость

Школьная неуспеваемость больше не проблема.

Поступление в школу – это всегда радостное событие для всей семьи. Но уже спустя несколько месяцев учитель видит, что одни дети с легкостью усваивают школьную программу, а другие с большим трудом учатся.

Такие дети не справляются с учебной программой из-за проблем с развитием памяти, внимания, мышления, речи. Это может быть результатом задержки психического развития разного происхождения и локальных поражений центральной нервной системы, которые ведут к стойким нарушениям письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Неуспевающие учащиеся характеризуются недостаточнойсформированностью основных психических процессов.

Родители таких детей жалуются на то, что приходится заучивать стихотворения, правила, рассказы, таблицу умножения в течение длительного времени, но в конечном итоге результат бывает неутешительный. На приготовление домашних заданий тратится всё свободное время. Очень часто у таких детей страдает произвольное внимание, до ребёнка доходит не вся слуховая информация из-за нарушения фонематического слуха ,он никак, не может сосредоточиться, так как испытывает замешательство в сложной звуковой среде. Когда школьник готовит уроки, то отвлекается на любую мелочь. Результаты работы в классе, как правило, хуже, чем дома. Родители видят, что самостоятельно понять, выучить какой-либо учебный материал ребёнок не может. Они нанимают репетиторов, увеличивают количество дополнительных занятий . Но чем дольше такие дети готовят уроки, тем больше ошибок они делают, т.к. нарастает утомление, снижается корковый контроль, возникает эмоциональная нестабильность. В конечном итоге ребенок теряет уверенность в себе, психически истощается, старается сделать все, чтобы избежать занятий.

Любая деятельность, в том числе и учебная, должна чем-то побуждаться, то есть иметь мотив, иначе она просто не осуществляется. В психике каждого ребёнка изначально присутствуют врождённые потребности в умственной деятельности, получении информации, новизне, хотя их интенсивность может сильно различаться у отдельных детей. Иногда умственная деятельность бывает настолько низкой, что сами по себе внутренние мотивы не могут обеспечивать успешное обучение ребенка .

Что же посоветовать родителям?

Для того, чтобы помочь ребёнку со школьными трудностями в нашем Центре успешно применяется метод ТОМАТИСА.

Метод Томатиса — это система слуховых тренировок. Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух. С помощью тренировок по методу Томатиса происходит перепрограммирование процесса слушания.

Многие дети с совершенно нормальным слухом очень плохо воспринимают и усваивают то, что слышат. Им много раз приходится повторять одно и то же. Они производят впечатление невнимательных. В условиях шума (например, в школе или в детском саду) эти трудности усугубляются. Неумение перерабатывать и анализировать услышанную информацию приводит к проблемам в учебе, тормозит развитие социальных навыков. Аудио-вокальные тренировки по методу А.Томатиса позволяют научить центры ребенка анализировать и усваивать ту информацию, которая раньше не усваивалась. Применение этого метода возможно благодаря специальному сложному устройству, которое называется Электронное Ухо. Во время занятия ребенок через наушники слушает специальным способом обработанную музыку Моцарта или григорианские песнопения. При этом с помощью специального аппарата ухо фильтрует звуки определенным образом, заставляя слуховую систему работать более эффективно. Во время тренировки ребенок может играть, рисовать или заниматься любым спокойным видом деятельности. Для каждого ребенка проводится индивидуальное тестирование, по результатам которого, подбирается специальная программа прослушивания. Благодаря прохождению данной программы мозг начинает работать эффективнее, улучшается качество речи, увеличивается объём восприятия информации, и успеваемость повышается.

Занятия по данной программе состоят из 2 или 3 блоков, в зависимости от поставленной цели. Первый блок — это 13 дней слушания. После его окончания проводится диагностика, и по ее результатам определяется какая будет следующая программа. Начинать второй блок можно через 3-5 недель после окончания первого. Третий блок проводится через 8-10 недель после второго.

Яндекс.Метрика